Цифровые изменения в телекоме

25 04 2018

Стандартные телекоммуникационные операторы находятся в неприятной ситуации: доходы практически не увеличиваются, а трафик быстро увеличивается. Это может крайне негативно повлиять на их прибыль и даже поставить под угрозу существование на рынке. Для избежания этого, не оказавшись всего лишь «трубой» для передачи трафика, операторам нужно сделать основательные изменения инфраструктуры и бизнеса.

Трафик стремительно растет и это на 100% правда. Как показал опыт Южной Кореи, клиенту нужно дать «трубу» как можно шире и предоставить выбор, чем её заполнить. К меньшему использованию возможностей уже не вернутся.

По прогнозу Cisco, через три года глобальный годовой объем IP-трафика вырастет до 3340 эксабайт. По подсчетам IDC, весь объем цифровой информации, что есть на земном шаре в 2006 году, составил 161 эксабайт.

Важно заметить, что на мобильный трафик в 2021 году придется лишь 17% от прогнозируемых 3340 Эбайт. Больший процент данных (45% от 3340 Эбайт) пойдет через сети Wi-Fi, что будут на «последних метрах» по беспроводным каналам собирать информацию с разных устройств с поддержкой Wi-Fi, а потом перенаправлять их в высокоскоростные проводные сети. Таким образом, проверки в области Wi-Fi становятся более важными.

При анализе структуры трафика очевидно, что в части его потребления фокус будет переноситься с персональных компьютеров на смартфоны. В части же типа трафика очевидным лидером уже стало видео. На практике видео получается не только заменой привычному нам телевидению, это еще и дистанционное обучение, телемедицина, видеосвязь и видеоконференции, что уже стали неотъемлемым элементом  корпоративных коммуникационных систем.

Если объемы трафика стремительно идут вверх, то доходы операторов остаются прежними. Это относится к телекоммуникационной отрасли, особенно к сегменту сотовой связи.

Рост трафика происходит из-за роста популярности разнообразных цифровых сервисов, которые предоставляются «поверх» инфраструктур операторов связи – модель ОТТ (Over The Top). Основной доход от таких сервисов получают, очевидно, их провайдеры, а телекоммуникационные операторы выступают пресловутой «трубой», нагрузка на которую стремительно растет.

Сегодня меняются основные понятия о том, что такое услуга и кто такой пользователь. Услуга теперь не только и не сколько телефонная связь или передача данных, сколько доступ к различным сервисным платформам, например, банковским, видео, мобильным приложениям и т.п., причем, как правило, речь идет о модели самообслуживания, например о получении видео или музыки «по требованию».

А пользователи теперь не только люди, но и различные подключенные устройства (речь идет о IoF-технологии), количество которых, по оценкам Gartner, подходит к отметке 8,4 млрд и скоро превысит колличество людей на всей планете.

Чтобы оставаться на плаву в условиях падения доходов от стандартных телекоммуникационных услуг операторы должны трансформироваться в провайдеров цифровых услуг.

Как следует из анализа, проведенного экспертами Ernst & Young, самыми перспективными выглядят направления, связанные с предоставлением контента (включая видео), а также проекты в области «Интернета вещей». Меньшие показатели роста у сегмента корпоративных облачных сервисов, но сам по себе он настолько велик, что операторы просто не имеют права его игнорировать.

Изменения и улучшения инфраструктуры

 

Традиционные сети связи создавались под продажу минут и байт, и не очень подходят для предоставления новых сервисов, особенно с кастомизацией параметров и обеспечением качества обслуживания на индивидуальном уровне. Однако на рынке уже появились технологии и решения, способные помочь операторам оптимизировать инфраструктуру для работы в новых условиях. Речь, в первую, очередь идет о технологиях программно определяемых сетей и виртуализации сетевых функций.

Концепция SDN подразумевает отделение функции по передачи трафика от функций управления этим процессом, включая конфигурирование сетевых узлов и маршрутизацию потоков. Это позволяет использовать относительно недорогие «неинтеллектуальные» коммутаторы, в том числе продукты bare-metal и/или white box, что позволит существенно снизить траты операторов на модернизацию сетей для поддержки постоянно растущего трафика.

Но еще важнее то, что выполняемый контроль за работой коммутаторов и другого сетевого оборудования контроллер позволит оперативно перенастраивать всю сеть для выполнения тех или иных требований со стороны вышележащих приложений или сервисов. Если обратиться к приведенному выше примеру, то сеть SDN даст возможность оперативно выделить пользователю дополнительную полосу для качественного просмотра видеоклипа. Или, скажем, выделить ресурсы для проведения сеанса видеоконференцсвязи топ-менеджеров. А это уже очень важно для корпоративных заказчиков.

Технологии NFV, в свою очередь, позволяют реализовывать различные сетевые функции и сервисы посредством программных модулей (например, виртуальных машин), что взаимодействуют с сетью через открытые программные прикладные интерфейсы.

Скажем, если ранее для глубокого анализа потока трафика требовалось устанавливать специальные (и весьма дорогостоящие) аппаратно-программные зонды, то в сети SDN/NFV для этого достаточно установить соответствующее (реализующее функции DPI) ПО. Сетевые сервисы, реализуемые средствами NFV, можно увязывать в цепочки для предоставления персонифицированных услуг конкретным корпоративным заказчикам и даже индивидуальным пользователям.

Уменьшая затраты на развитие сети, а также сокращая сроки внедрения новых сервисов, технологии SDN/NFV позволяют создавать принципиально новые услуги на массовом и корпоративном рынках. Внедрение подобных технологий способствует сокращению времени подготовки к выводу на рынок новых продуктов. Минимальное время покупки строго обязательно в условиях растущей конкуренции: номенклатуру предложений нужно быстро расширять; и, если новый продукт нашел своего покупателя, тогда уже нужно улучшать качество, а если предложение оказалось провальным, нужно также быстро избавляться от него. Важно и то, что, в сети SDN/NFV можно задать управляемый уровень качества услуг – определяемый под конкретного клиента, под конкретный сервис.

Среди сдерживающих факторов – проблемы с совместимостью решений от разных разработчиков, а также с объединением новых (SDN/NFV) решений с унаследованной инфраструктурой. Помимо этого, ощущается дефицит квалифицированных сотрудников, которые могут выполнять установку и поддержку новые решения. Наконец, имеется и проблема координации работ в рамках проекта: у многих операторов ИТ-подразделение и технический департамент сети связи являются отдельными блоками.

Повышению эффективности применения инфраструктуры служит реализация проектов MVNE (mobile virtual network enabler), когда сотовые компании предоставляют инфраструктуру, на базе которой виртуальный оператор получает возможность продавать услуги под своим брендом. Такая модель исключает капитальные затраты на инфраструктуру со стороны виртуального оператора и даёт ему доступ оператору к аудитории, с которой по каким-то причинам не смогли работать большие игроки, например, к недовольным бывшим абонентам.

Объединение телекома и ИТ

 

Компании стараются брать пример с таких компаний, как Amazon, Apple, Google, Alibaba, Facebook, AirBnB, Uber и др. Речь идет о создании платформ, что обеспечивают коммуникацию с клиентом разных типов и партнером с помощью интерфейсов API. Это платформы для «умного» дома, «умной» одежды, цифрового здравоохранения, промышленного интернета, дронов и др.

Одно из «айтишных» направлений, активно развиваемое телеком-операторами, связано с большими массивами данных. Телеком, сокровищница данных абонентов, переходит от внутренних экспериментов с большими данными к монетизации этого актива. Оператор может собирать информацию о том, какие передачи смотрели клиенты, используя интернет-телевидение, какие сайты посещали, какие вопросы вбивали в поисковых системах – чтобы строить на этом аналитику и предлагать ее через биржи данных.

Еще одно направление – мобильные финансы: развитие собственных банковских систем, выпуск платежных карт, микрозаймы и пр. Так например, «МегаФон» запустил собственную платежную карту, привязанную к мобильному номеру и его счету. Компания МТС развивает свою банковскую систему.

В целом, цифровая трансформация для телекома – это не просто вопрос повышения конкурентоспособности, это вопрос выживания. И для его решения чрезвычайно важно задействовать существующую на рынке ИТ-экспертизу и опыт.

Цифровые изменения в телекоме